Контрафактные запчасти на рынке спецтехники
17 июля 2019
Зачастую люди используют контрафактные запчасти для спецтехники и не подозревают об этом. Своим опытом в интервью о том чем оригинальный продукт отличается от подделки рассказали эксперты:
• Камен Николов, операционный директор направления «Запасные части» JCB Russia
• Дмитрий Цолин, бизнес-менеджер по запасным частям JCB Russia.
Сотрудники JCB Russia в интервью поделились экспертным мнением: почему покупатели используют контрафактные запчасти для спецтехники и в чем преимущество запчастей от производителя.
Из каких стран осуществляется поставка запасных частей JCB на территорию РФ?
Д.Ц.: Существует только один официальный канал поставки оригинальных деталей JCB. Их основным поставщиком в Россию является мировой центр запасных частей JCB, расположенный в Англии. Однако при отсутствии определенной детали или с целью уменьшения сроков может быть организована поставка из других стран, в которых расположены центры запасных частей или заводы JCB: из Индии, ОАЭ или стран Европы. Попадая на территорию РФ, товары доставляются на российский склад запасных частей, после чего отправляются дилерам.
Известна ли доля контрафактной продукции JCB?
К.Н.: Сегодня объем контрафактных запасных частей для JCB на рынке составляет десятые доли процента. Их производители копируют в основном те детали, которые используются при техническом обслуживании и чаще всего выходят из строя.
А какие именно это детали?
Д.Ц.: Речь идет, например, о фильтрах, или о деталях, подверженных естественному износу, таких как зубья и кромка ковшей, пальцы и втулки, приводные ремни, подшипники. Этот перечень можно дополнить различными гидравлическими деталями и ремонтными комплектами для них, поскольку рабочие органы строительных и сельскохозяйственных машин приводит в движение гидравлический привод.
Почему владельцы спецтехники осознанно идут на риск и приобретают контрафактную продукцию?
Д.Ц.: Иногда недобросовестные продавцы выдают контрафакт за оригинальные запчасти, то есть клиент даже не подозревает, что покупает подделку. Но в некоторых случаях покупатель знает о контрафакте, просто пытается сэкономить, а порой находится в безвыходной ситуации. Например, ему необходима та или иная деталь, но он еще не расплатился с дилером за прошлую поставку.
В чем преимущество запчастей от производителя?
Д.Ц.: Потребитель, приобретающий оригинальные запасные части, может быть уверен в том, что они проверены и одобрены производителем техники, который проводит многочисленные тесты: продукция испытывается на износ, взаимодействие с водой и нефтепродуктами, стойкость к различным температурным условиям, вибрациям и т.д. Это обеспечивает высокое качество оригинальных запчастей. К тому же, если такие детали приобретаются у дилера, на них дается гарантия.
Как заказчику оперативно понять, что перед ним подделка, а не оригинал?
К.Н.: Распознать контрафакт позволит внимательное изучение внешнего вида запасной части. На подделках логотип изображен нечетко и зачастую с ошибками. Например, вместо JCB можно встретить написания JSB или ICB.
Существуют ли на рынке детали-аналоги для техники JCB?
Д.Ц.: Да, и не только для машин JCB. Но здесь важно понимать, что для снижения себестоимости запчастей, многие их производители используют готовые решения. В эпоху глобализации и унификации закупать некоторые компоненты у компаний, специализирующихся на том или ином виде продукции, проще и дешевле. Однако производитель техники не всегда использует стандартные решения. Он может предъявлять собственные требования к качеству и характеристикам компонентов. То есть схожий внешний вид и геометрические параметры деталей далеко не всегда свидетельствуют об их одинаковых характеристиках.
Как борются с поставками контрафактной продукции в РФ?
К.Н.: Российское законодательство содержит нормы, помогающие правообладателям в борьбе с контрафактом. В частности, на этапе импорта. Торговая марка JCB зарегистрирована в Таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС). Таможня останавливает оформление любого груза с логотипом JCB, затем у компании запрашивается подтверждение действий, а сам запрос сопровождается фотографиями и актом таможенного осмотра. При получении информации о том, что груз является контрафактным, таможенные органы инициируют дело об административном нарушении. По решению суда груз конфискуется и утилизируется.
В настоящее время завершается работа по организации единого таможенного реестра ЕАЭС. Это позволит унифицировать работу таможенных органов государств-участников и ограничить ввоз контрафакта на территорию союза. И несмотря на то что в существующих технических регламентах ЕАЭС ещё есть лазейки, позволяющие ввозить контрафакт, регулярная работа по их устранению ведет к тому, что таких возможностей у недобросовестных продавцов со временем будет меньше.
Что порекомендуете заказчикам, которые все же задумываются о приобретении контрафакта?
Д.Ц.: Пытаясь сэкономить незначительную сумму на одной запасной части, можно потерять в разы больше из-за крупных поломок и простоев, вызванных всего лишь одной поддельной деталью. Поэтому рекомендуется использовать только проверенные, оригинальные запасные части. Только так гарантируется качество продукции. Компания JCB также предусматривает индивидуальный подход к каждому клиенту: обращаясь к официальным дилерам, всегда можно рассчитывать на дополнительную поддержку со стороны производителя.